«Портрет твоего края»
Всероссийская детская
творческая школа-конкурс

Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Евангелие от Луки 12:33,34

Школа-конкурс «Портрет твоего края» – это деликатная возможность для
ребенка в возрасте от 7 до 18 лет рассказать о красоте и своеобычности
своего края, который является для него малой родиной, ощутить свои корни,
осознать себя звеном в цепи поколений, всмотреться в свой мир и дать свой
взгляд, найти свой ракурс самых замечательных или никем не замеченных
граней образа своего региона, о которых, по его мнению, следует знать всем,
чтобы могла быть сформирована полнота образа страны. Предметом
рассмотрения является портрет края (города, сельского поселения и т.д.),
представленный в виде очерка или эссе в одном из треков.

Главная цель школы-конкурса
– сформировать в концептуальной картине
мира школьников понятие «единая страна», преодолевающее восприятие
себя как жителя региона; воспитать человека с чувством гражданственности
и патриотизма, живущего в неразделенной на регионы и центр стране.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
Положение о проведении школы-конкурса «Портрет твоего края» (скачать)
Презентация школы-конкурса (скачать)
Методическое сопровождение школы-конкурса – лекция № 1 (скачать)
Методическое сопровождение школы-конкурса – лекция № 2 (скачать)
Методическое сопровождение школы-конкурса – лекция № 3 (скачать)
Методическое сопровождение школы-конкурса – лекция № 4 (скачать)
Методическое сопровождение — лекция №5 (скачать)
Методическое сопровождение (лаборатория) (скачать)
Школа-конкурс 2017: аналитический обзор итогов I этапа (скачать)
Школа-конкурс 2017: результаты II этапа
Школа-конкурс 2018: аналитический обзор итогов I этапа (скачать)
Школа-конкурс 2019: аналитический обзор итогов I этапа (скачать)
Школа-конкурс 2020: аналитический обзор итогов I этапа (скачать)
Монография: О.С. Фомичева, В.А. Фомичев.
"Образование с фокусом на воспитании в обществе знаний." (узнать больше)
Школа-конкурс 2021: аналитический обзор итогов (скачать)
ЭТАПЫ И ТРЕКИ ШКОЛЫ-КОНКУРСА
Всероссийская детская творческая школа-конкурс «Портрет твоего края» организована в два этапа: первый городской (муниципальный) этап проходит в городах и сельских поселениях Российской Федерации, второй (завершающий) этап проходит в г. Москве.
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ – 2022 ГОД
7 февраля – 17 апреля
7 февраля – 17 апреля
I ГОРОДСКОЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП:
проводят организаторы, члены Генерального Оргкомитета
прием заявок и работ участников, оценка работ жюри в городах и сельских поселениях, награждение победителей I городского (муниципального) этапа в городах и сельских поселениях
17 апреля – 24 апреля
17 апреля – 24 апреля
I ГОРОДСКОЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП:
прием заявок и работ победителей I городского (муниципального) этапа
проводит координатор Всероссийской школы-конкурса
25 апреля – 25 мая
25 апреля – 25 мая
II ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП:
оценка и рецензирование заявленных работ победителей I городского (муниципального) этапа, награждение победителей (проводит Жюри Всероссийской школы-конкурса); участие во II завершающем этапе
12 июня
12 июня
II ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП:
публикация на сайте аналитического обзора итогов школы-конкурса, организация выставки в Совете Федерации ФС РФ лучших работ победителей Всероссийской школы-конкурса
ТРЕК «ПОРТРЕТ ТВОЕГО КРАЯ»
Предметом оценивания является портрет края (города, сельского поселения и т.д.), представленный в виде очерка (объем до 5000 знаков без пробелов). Очерк должен содержать яркое по языковым выразительным средствам (использование образов, метафор, сравнений и т.п.) изложение своего неожиданного взгляда на привычные, известные всем или/и незамеченные или/и важные, по мнению участника, природные памятники, парки, реки, озера, горы, традиции, черты характера жителей, отношения людей и природы, блюда национальной кухни и т.п. Участники I городского этапа школы-конкурса могут представить очерк на одну или две номинации. Позиции и параметры оценки очерка приведены в Положении о проведении школы-конкурса «Портрет твоего края».



НОМИНАЦИИ ТРЕКА «ПОРТРЕТ ТВОЕГО КРАЯ»
  • «За умение рассмотреть необыкновенное в обыкновенном»
  • «Двойной портрет» (за яркое отражение личности «художника»/участника школы-конкурса)
  • «За способность видеть немотивированное единство вещей»
  • «За неожиданный ракурс»
  • «За зоркость» (за внимание к деталям)
  • «За огонь души» (за эмоциональность)
  • «За прозорливость» (за способность видеть невидимое другим)
  • Специальная номинация – «Искра мысли» присуждается участнику решением Жюри для выражения своих симпатий за интересную мысль в очерке при отсутствии других качеств, удовлетворяющих критериям работ, представленных для участия в конкурсе (не более двух работ).
см. методическое сопровождение – лекции №1, 2, 3
ТРЕК «ПРИРОДА, МИР, ТАЙНИК ВСЕЛЕННОЙ»
За яркую социальную интерпретацию явлений природы.

«Есть такое природное явление. В Заполярье, на Кольском полуострове, закат сливается с рассветом, и символ увядающего дня, вопреки законам природы, становится воплощением новой жизни, унаследовавшей, торжественно несущей в себе все достоинства старой. Этот пример природной гармонии, если мы его эмоционально творчески переживем, может раздвинуть рамки сознания и восприятия жизненных ситуаций».

см. методическое сопровождение – лекция № 4
ТРЕК «ОДНА ПОБЕДА, КАК ОДНА ЛЮБОВЬ, ЕДИНОЕ НАРОДНОЕ УСИЛЬЕ»
Ольга Берггольц, «Победа», 1943 год

«К участию в треке приглашаются конкурсант и (по выбору конкурсанта) значимый, дорогой для участника человек, принадлежащий другому поколению (учитель, мама, папа, бабушка, дедушка, знакомый семьи) …»

«Участник выбирает произведение, которое произвело на него наиболее сильное впечатление …»
из описания трека (скачать полное описание)
ТРЕК «СКАЖИ СПАСИБО!»
Цель детского творческого конкурса «Скажи спасибо!» заключается в воспитании у ребенка социальной ответственности уже со школьного возраста. Если ребенок с младших классов привыкнет осознавать роль других людей в своей жизни и становлении себя как личности и профессионала, то, став взрослым, он будет ценить помощь других, разовьет чувство социальной ответственности, будет думать не только о своем, но и об общественном благе, ему захочется сделать что-то полезное для своего города, в том числе для будущих поколений.

Предметом оценивания являются:

эссе (объем до 3500 знаков без пробелов), в котором участникам важно на конкретном примере сначала восхититься человеком, а затем сказать ему спасибо, то есть поблагодарить за сделанное добро, которое человек мог и не делать, а также описать роль человека, влияние его поведения на свое развитие;

фотография, где, по мнению участника, наилучшим образом отражена личность/профессионализм человека, которому выражена благодарность в эссе.

НОМИНАЦИИ ТРЕКА «СКАЖИ СПАСИБО!»

«Друг», «Школьный учитель», «Учитель дополнительного образования», «Мама», «Папа», «Бабушки и дедушки», «Родственники», «Вдохновляющая личность», «Незнакомый человек», «Воспитатель», «Работники школы», «Управленец»

ПРИМЕРЫ ЭССЕ «СКАЖИ СПАСИБО!» (скачать)

ТРЕК «НЕ ЖИЗНИ ЦЕЛЬ, А СВЕТ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЯ»
  • К участию в треке представляется работа – размышление о том, почему человеку важно отыскать в себе «божьи искры», т.е. найти, какая деятельность или область деятельности помогает ему лучше понять себя, свой характер, выразить свои способности, а, значит, выразить себя, т.е. помогает становлению личности.
  • Можно привести примеры людей, которые состоялись в этой области, или их достижения стали для вас открытием этой области человеческой деятельности.
  • Важно поразмышлять над понятиями «мечта», «цель», «призвание».
  • Необходимо показать, что ваша мечта состояться в конкретной профессии деятельна, и вы радостно и увлеченно прикладываете значительные усилия, чтобы понять, какие черты характера и знания в каких областях человеческой деятельности потребует от вас становление в этой профессии, на какие, может быть, самоограничения вы, возможно, должны пойти.
  • В чем высота ваших устремлений: что, на ваш взгляд, вы могли бы сделать для людей и общества в целом, в чем вы видите свет вашей работы?
  • Что является вдохновляющим началом для вас на выбранном вами пути
  • Хотелось бы, чтобы вы пришли к ясному пониманию того, что реализация призвания никогда не противоречит финансовому успеху в жизни, так как это гармонизация отношений между человеком и обществом и самая важная для человека (потому что человек реализует свои «божьи искры» и постигает суть своей личности в процессе этого) и общества работа, которую он выполняет и в которой его максимально сложно заменить, поскольку это его дар и его путь!

см. методическое сопровождение — лекция № 5
УЧАСТВОВАТЬ
Всероссийская детская творческая школа-конкурс «Портрет твоего края» проводится в соответствии с Положением о проведении (см. раздел МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ). Участие в школе-конкурсе бесплатное. Трек «Портрет твоего края» - для участников от 14 до 18 лет. Треки «СКАЖИ СПАСИБО!», «Одна победа, как одна любовь, единое народное усилье», «Природа, мир, тайник вселенной» открыты для участников от 7 до 18 лет. В треке «НЕ ЖИЗНИ ЦЕЛЬ, А СВЕТ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЯ» могут принимать участие учащиеся всех возрастных групп.

На I городском (муниципальном) этапе школы-конкурса рассматриваются конкурсные работы учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также независимых желающих.

Конкурсанту необходимо подать заявку и конкурсную работу в Оргкомитет I городского (муниципального) этапа. Участник трека «Портрет твоего края» представляет конкурсную работу – очерк, подготовленный индивидуально; вместе с тем допускается участие в одной конкурсной работе группы школьников до 3 человек. Для участия в треках «СКАЖИ СПАСИБО!», «Одна победа, как одна любовь, единое народное усилье», «Природа, мир, тайник вселенной», «Не жизни цель, а свет предназначенья» принимаются эссе. Очерк или эссе выполняется как в рукописном виде, так и в печатном (в редакторе Windows/Word). Все работы принимаются в электронном виде.

II завершающий этап проходит в г. Москве. Участвуют конкурсные работы победителей I городского (муниципального) этапа во всех треках и номинациях, поступившие от кураторов I городского (муниципального) этапа. Жюри Всероссийской школы-конкурса оценивает, присуждает Дипломы победителя, рецензирует конкурсные работы и осуществляет отбор лучших из них для выставки в Совете Федерации ФС РФ.

По вопросам участия в школе-конкурсе, подачи заявок и конкурсных работ обратиться к координатору школы-конкурса: stukalovast@mail.ru

УЧАСТНИКАМ И ОРГАНИЗАТОРАМ
ЖЮРИ:
Оргкомитет ежегодно определяет Жюри Всероссийской школы-конкурса. В него входят научные работники в сфере образования и воспитания, ведущие специалисты по-городскому и региональному развитию, авторитетные специалисты коммуникационной отрасли (в том числе в сфере продвижения территорий), журналисты, общественные деятели.
Сопредседатели
Фомичев Владимир Александрович
доктор технических наук, профессор Института № 3 "Системы управления, информатика и электроэнергетика", Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Шулаев Владислав Викторович
директор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям Коммуникационного агентства АГТ, сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий

Стукалова Светлана Тимофеевна
кандидат философских наук, руководитель дополнительной образовательной программы по коммуникации для школьников, член Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО)
ЧЛЕНЫ ЖЮРИ
Фомичева Ольга Святославовна
кандидат филологических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации, автор системы методов эмоционально-образного обучения детей и подростков, образовательный комплекс «Воробьевы горы»

Павлова Маргарита Николаевна
Сенатор Российской Федерации, куратор ежегодной выставки Всероссийской творческой школы-конкурса «Портрет твоего края» в Совете Федерации ФС РФ

Святенко Инна Юрьевна

Сенатор Российской Федерации, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, куратор Московского этапа Всероссийской творческой школы-конкурса «Портрет твоего края»

Кутепова Наталья Георгиевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-уральского гуманитарного педагогического университета, помощник Сенатора Российской Федерации Павловой М.Н.

Фомичев Дмитрий Владимирович
автор идеи трека «СКАЖИ СПАСИБО!», финалист Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России»

Журавлев Сергей
эксперт и член Правления национальной инициативы «Живые города», директор проекта развития территорий «Creda.Space»

Баранников Андрей Петрович
вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), генеральный директор коммуникационного агентства
SPN Communications

Фатикова Зарема Халиловна
почётный председатель Краснодарской краевой общественной организации «Содействие возрождению села», руководитель «Ресурсного центра развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае»;
член Комитета сельских женщин при Межведомственном координационном совете по вопросам устойчивого развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ;
член Президиума Регионального совета КРО Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления»;
председатель Крымского районного отделения КРО ВОО «Русское географическое общество»;
автор и разработчик программы развития аграрного туризма «Парк Юга России»

Гонца Антон Валерьевич
руководитель проектов, Коммуникационное агентство КРОС

Снурникова Полина Игоревна
продюсер, RT France

Гордеева Светлана Михайловна
московская государственная художественно-промышленная академия
им. С.Г. Строганова

Матвеев Алексей Викторович
учитель математики, ГБОУ школа № 2086, г. Москва
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ШКОЛЫ-КОНКУРСА:
В профессионально ориентированной лаборатории школы-конкурса

Обучающиеся старших классов общеобразовательного учреждения г. Москвы в составе объединенных команд, сформированных по окончании I городского (муниципального) этапа школы-конкурса, готовят исследовательскую работу/проект. Оценивается результат изучения очерков I городского (муниципального) этапа школы-конкурса. Авторы исследования должны «увидеть» в них единство неповторимых, значимых качеств края, региона и выразительно сформулировать такую его индивидуальную позицию, которая раскрывает образ края, региона, делает центром притяжения для многих, так как дает полноту представления о стране. Авторами конкурсной работы может быть предложен проект коммуникационного решения, которое позволит многим узнать позицию – образ края и яснее увидеть портрет страны.

Участники представляют исследовательскую работу/проект в виде
  • текста (описание в Windows/Word)
  • презентации (в формате ppt или pdf не более 12 слайдов).
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ И НОМИНАЦИИ
  • июнь – определение состава команд для участия в объединенном этапе
  • июль – октябрь – подготовка конкурсных работ
  • ноябрь – прием заявок и исследовательских работ/ проектов на участие в конкурсе
  • декабрь – оценка работ (проводит Жюри в г. Москве), награждение победителей


НОМИНАЦИИ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ КОМАНД УЧАСТНИКОВ

  • «За неожиданный ракурс» (за позиционирование)
  • «За творческий прорыв» (за проект коммуникационного решения задачи)
  • «За устремленность мысли» (за развитие теории вопроса)
см. методическое сопровождение
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ОРГКОМИТЕТ
Журавлев Сергей
Председатель Генерального оргкомитета
Эксперт и член Правления национальной инициативы «Живые города», директор проекта развития территорий «Creda.Space»

Стукалова Светлана Тимофеевна
координатор школы-конкурса
член Российской Ассоциации по связям с общественностью
stukalovast@mail.ru

Ахметдеева Лидия Борисовна
куратор детского творческого конкурса «Твой мир», Центр «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьевы горы», Москва
8(499)137-05-15

Лагутина Светлана Ивановна
редактор газеты «Школьная жизнь», Центр «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьевы горы», Москва
8(499)137-05-15

Кувырзина Любовь Викторовна
заведующая музеем «Юные участники обороны Ленинграда» ГБОУ СОШ №210, г. Санкт-Петербург;
куратор направления музейно-педагогической деятельности военно-исторических и краеведческих школьных музеев «Одна победа, как одна любовь, единое народное усилье»
sch210.centr@obr.gov.spb.ru

Вдовина Татьяна Владимировна
методист МБУ «Методический центр» Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, Красноярский край
tv-vdovina@mail.ru

Громова Александра Владимировна
ст. методист по сопровождению мероприятий муниципальной системы образования, направленных на выявление и поддержание одаренных детей и талантливой молодежи МАУ ДПО Центр развития образования Петрозаводского городского округа, Республика Карелия
inform@dpocro.ru

Круцких Людмила Николаевна
зам. директора МКУ «Центр развития образования и молодежных проектов города Воронежа»
8 (473) 206-80-35

Крылова Наталья Александровна
зав. отделом сопровождения профориентационной работы и работы с одаренными детьми МБУ «Городской центр обеспечения качества образования города Костромы»
moymuk@mail.ru

Закора Надежда Александровна
методист МБУ «Учебно-методический центр» города Обнинска, Калужская область
+7 (48439)7-38-21

Растегняева Ольга Сергеевна
Директор ГБУ ДО «Областной центр дополнительного образования детей» г. Челябинск
ocdod@mail.ru

Глазкова Инна Борисовна
ст. инспектор отдела воспитания и дополнительного образования МКУ «Управление образования города Снежинска», Челябинская область
edu@snzadm.ru

Филитова Аурика Евгеньевна
Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №35» г. Челябинска
liceum_n35@mail.ru

Горбунов Александр Владимирович
Директор МБУ ДПО города Ульяновска «ДЮЦ Планета»
sut48@mail.ru

Курбанова Александра Сергеевна
гл. специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Департамента образования Администрации городского округа Самара
vrdopdo@mail.ru

Костенникова Олеся Владимировна
зав. сектором воспитательной работы и дополнительного образования Департамента образования Администрации города Ноябрьска, ЯНАО
8 (3496) 34-53-51

Триппель Андрей Гейнрихович
ст. методист туристско-краеведческого направления ГАУ ДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»
8 (383) 201-36-96

Караева Ольга Борисовна
методист МКУ «Городской методический центр» города Саратова
gmcsaratov@yandex.ru

Кузнецова Наталья Евгеньевна
начальник отдела воспитания и социализации управления по реализации программ и проектов МАОУ «Информационно-методический центр» города Тюмени
8 (3452) 28-09-24

Дудушкина Светлана Владимировна
Директор Муниципального казённого научно-методического учреждения «Городской методический кабинет управления образования» МО городской округ Ялта, Республика Крым
uprobrazov@mail.ru

Гоголев Иван Александрович
гл. специалист сектора воспитательной работы и доп. образования Управления образования города Таганрога, Ростовская область
goruo@pbox.ttn.ru

Великанова Ольга Николаевна
Директор КГБУ ДО «Камчатский дворец детского творчества» г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
kamddt@yandex.ru

Починова Оксана Григорьевна
методист Государственного автономного образовательного учреждения профессионального образования города Севастополя «Институт развития образования»
pochinova@sev-centr.ru

Бузмакова Ирина Владимировна
педагог-организатор, Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Удмуртской Республики "Республиканский центр дополнительного образования детей", г. Ижевск, Удмуртская Республика
ya.socped-rcdod@yandex.ru

Бессонова Евгения Юрьевна
Директор государственного автономного учреждения дополнительного образования «Центр развития дополнительного образования детей» г. Иркутск
8 (3952) 53-68-02 mail@detirk.ru

Гудова Юлия Владимировна
ведущий консультант отдела развития специальных учреждений, воспитательной работы и оздоровления детей Департамента образования и науки Брянской области
8 (4832) 58-04-92

Яблокова Екатерина Александровна
консультант отдела региональной политики Комитета образования Псковской области
8 (8112) 29-99-55 доп. 111

Мандрук Ирина Владимировна
методист МКУ «Научно-методический центр города Курска», организатор муниципального этапа;
kurskmetod@yandex.ru