Живые города

ИТОГИ CREATIVE COMMUNITY DAYS

ИТОГИ CREATIVE COMMUNITY DAYS


Уже не секрет, что ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики. Всё наше сообщество «Живые города» активно поддерживает эту идею, поэтому 7 июля было организовано онлайн-мероприятие, посвященное региональной креативной экономике — Creative Community Days.

    В течении 10-ти часов эксперты в сфере креативных индустрий делились опытом, рассказывали об особенности создания креативных пространств, обсуждали проблемные моменты развития творческих индустрий в регионах. 

    Полную видео-трансляцию вы можете посмотреть здесь, а мы подведём итоги и расскажем о самых крутых и полезных находках!



8 измерений успешного формирования креативных городов


   В самом начале Creative Community Days были сформулированы 8 измерений успешного формирования креативных городов по методике кандидата психологических наук Ларисы Богдановой (Ренар):  
1 — Единая стратегия развития креативных индустрий
2 — Законодательная поддержка и защита интеллектуальной собственности, налоговые льготы
3 — Креативные пространства, арт-кварталы и инфраструктуры
4 — Финансовая поддержка, привлечение инвесторов
5 — Образовательные программы и развитие soft skills 
6 — Национальное и международное продвижение креативных проектов
7 — Формирование событийного ряда — проведение фестивалей, форумов, мероприятий
8 — Участие сообществ в развитии креативных индустрий

    Основываясь на этих пунктах можно оценить «уровень креативности» каждого города и определить направления, которые требуется проработать.  


    Чтобы узнать о уровне развития креативной экономике в разных городах, мы провели опрос. В нём были представлены такие города как Москва, Ижевск, Иркутск, Владивосток, Сызрань, Пермь, Севастополь, Тольятти и Одинцово. Каждый из параметров в опросе участники оценивали по десятибалльной шкале.
    Судя по опросу единая стратегия развития креативных индустрий существует в Москве и  Московской области, в то время как региональные власти не спешат совершенствовать  это направление. Похожая ситуация складывается и в отношении налоговых льгот и иных видов поддержки для представителей креативных кластеров. 
Количество и разнообразие «третьих мест» в Москве, Перми, Одинцово и Ижевске было оценено опрашиваемыми выше среднего, в остальных городах этот параметр оценен неудовлетворительно. 
     На вопрос об информированности о программах поддержки продвижения локальных брендов на Международный рынок, жители Одинцово, Перми, Иркутска, Владивостока и Сызрани ответили положительно. 
    Включенность администрации города в проведение мероприятий, связанных с креативными индустриями неплохо проявляется в Москве, Одинцово, Владивостоке и Перми, остальные города ждут от администрации большей активности.


    Из опроса видно, что в основном упор на развитие креативной экономики делают в Москве и Московской области, однако Пермь и Владивосток тоже показали себя, как креативные города. 

Принять участие в опросе и рассказать о своём городе можно по ссылке.



Создание сообществ


     Согласно «восьми измерениям», формирование и активная позиция сообществ тоже влияет на жизнь и развитие города. На панельной дискуссии, посвящённой созданию и развитию сообществ, эксперты рассказали, на что опираться при создании и какие подводные камни могут попасться на пути.

Спикеры:
Лариса Богданова (Ренар) — кандидат психологических наук, писатель
Лев Гордон — сооснователь Национальной инициативы «Живые города» 
Полина Романова — продюсер проекта Новая креативная экономика
Анна Гаан — основатель комьюнити-бюро и конвента Compot, создатель сообщества «Один мой день», лидер сообщества Russian Community Managers
Азалина Закирова — руководитель Молодежного объединения «Арт-резиденция» 


    После дискуссии, участники разделились на три группы и обсудили концепцию развития сообщества лидеров креативной экономики. Результаты обсуждения показали, что мотивацией для вступления в сообщество может служить наличие общих целей, желание общаться с единомышленниками и обмениваться опытом. 
    Говоря о деятельности, которую может культивировать сообщество, участники отметили формирование образовательных программ, взаимодействие с другими сообществами, проведение форумов, лабораторий, мастермайндов и запуск федеральных проектов. 
    Среди обсуждающих нашлись те, кто готов выступать в качестве регионального представителя, координатора событий, члена методической группы, а новых участников с удовольствием примут к себе на роль контент менеджера или модератора чата.




Креативные пространства


    Горожанам важно, в каком городе они живут, от качества города зависит качество жизни. И чем больше проявлена  креативность в городе, тем больше возможностей открывается для досуга и самореализации жителей. Для этого и нужны креативные пространства. 
    Директор по развитию креативного пространства Тринити парк Щёлково и Тринити парк Переделки Лилия Макарова, поделилась своим опытом. Первым делом важно понять «формулу»: создание среды + формирование сообществ + генерация идей = креативное пространство. Это значит, что необходимо место, люди, которые будут туда стекаться и постоянная активность, способная поддерживать сообщество. Механизм запуска «третьего» места в городе состоит из формирования среды, организации команды и взаимодействия с так называемыми запускающими сообществами, коими могут быть общественные организации, тематические или волонтерские сообщества. 



    Далее Ирина Мишина, консультант по городскому, региональному и организационному развитию, рассказала о важных факторах для работы команды и поиске финансов для сообщества. Чтобы сформировать стабильное организационное ядро стоит определить ценности команды и грамотно распределить роли. Чтобы проект креативного пространства реализовался без особых проблем в команде должны быть люди с опытом:
  • продвижения;
  • креатива;
  • управления проектами;
  • развития бизнеса.
    Почти каждый проект требует денег, но не всегда понятно, где их брать. Чтобы финансово поддерживать своё креативное пространство можно проводить платные мероприятия, сдавать помещения в аренду, выстроить систему взносов, создавать креативные бизнесы на территории.

    О влиянии креативных пространств на развитие территорий очень интересно и подробно говорили наши эксперты на панельной дискуссии.


Спикеры:
  • Александр Щеряков, основатель и продюсер Фестиваля уличного кино
  • Дмитрий Кудинов, идеолог Арт-посольства Супернова, ментор и куратор творческих проектов в сфере городского искусства
  • Екатерина Сачкова, директор Агентства «Творческие индустрии»
  • Игорь Намаконов, Chief Executive Officer в Федерация креативных индустрий, исполнительный директор в РСПП
  • Григорий Храбров, бренд-стратег, эдвайзер, основатель консалтинговой студии Evolut Team, аналитик Центра развития креативных пространств (СПб)



События


    На Creative Community Days мы также поговорили о событиях как о способе привлечения внимания. Александр Щеряков, основатель и продюсер Фестиваля уличного кино, охарактеризовал фестиваль, как инструмент для быстрого создания сообщества. Тематические фестивали притягивают людей со схожими интересами, создавая почву для формирования комьюнити. Основной плюс фестиваля в том, что можно обойтись и малыми бюджетами или без бюджета вовсе. Это актуально особенно для тех, кто делает только первые шаги в создании сообщества. Это свойство фестиваля выявляет и другое его преимущество — это «инструмент для тестирования гипотез», как называет его Александр Щеряков. Не теряя в финансах, можно прощупать почву, выявляя актуальность темы и заинтересованность местного населения.  Если окажется, что тема на территории поддерживается большим количеством людей, то фестиваль это покажет, и не только организаторам, но и другим субъектам города, таким как власть, бизнес или активисты, что может привести к изменениям в городе. Так, например, масштабный фестиваль велосипедистов может привести к появлению сети велодорожек.



Креатив и финансы


     Не всегда желание создать креативное пространство совпадает с финансовыми возможностями, однако есть способ воплотить мечты в жизнь даже с небольшим бюджетом. Алишер Пятков, арт-директор креативного пространства Тринити парк, художник и дизайнер, любезно поделился концепцией upcycling, рассказав и показав, как можно её применить в дизайне.
Upcycling — доработка, переизобретение, попытка увидеть новые формы в уже существующих, оригинальный и креативный подход к «новому прочтению» старого предмета. 


    Говоря о финансовой стороне создания креативного пространства мы на Creative Community Days рассматривали и проблему оценки творческого проекта. Иван Полисский, управляющий партнер Бюро Никола-Ленивец, рассказал о нескольких типах капитала:

  • экономический (выручка и накопления, материальные и нематериальные активы);
  • культурный (технологии, навыки, произведения искусства и т.д.);
  • символический (идеи, концепции превращенные в престиж, мифы, легенда, представления о проекте);
  • коммуникационный (круги, с которыми необходимо взаимодействи, инструменты и технологии взаимодействия  с кругами).



Взаимодействие с властью


    На панельной дискуссии о сложностях и возможностях развития креативных пространств в регионах, эксперты обсудили принципы выстраивания диалога с властью. Первое, что стоит помнить — выстраивание отношений с властью вполне возможно. Ваша идея или проект могут быть интересны администрации и вы получите поддержку. Однако стоит помнить, что у администрации могут быть иные цели и задачи, другое видение вашей идеи. Это может повлиять на работу проекта или даже ввести некоторые ограничения в действиях. 

Спикеры: 
Игорь Дубинников — основатель InReality
Вера Литвиненко — директор ЧУДО «Международный лицей «Ренессанс», директор ООО «Центр молодежного инновационного творчества «Ренессанс»
Полина Романова — продюсер проекта Новая креативная экономика 
Наталия Белякова — ст.н.сотр. Центра территориального и городского развития РАНХиГС, sin.fellow of the Institute of Place Management

    Чтобы помочь вам наладить контакт с администрацией, мы подготовили шаблон письма, который вы можете изменить под свой проект и направить главе города или республики.

шаблон-письма.docx.pdf

    Помимо общения с местными органами власти, инициаторы проектов могут «попросить» финансирование у государства через гранаты. Рассказать о тонкостях подачи заявки мы попросили Елену Пушину, проект-менеджера Креативного капитала. Вот небольшой список надежных фондов, которые могут предоставить гранты на проекты в сфере креативной экономики: 


    При выборе конкурса, обращайте внимание, на кого он рассчитан, кто может принимать участие, каковы правила, сроки и подходит ли направление под тематику вашего проекта. Составление заявки на грант не самый простой процесс, который может вызвать множество вопросов. Но чаще всего ответы находятся во время внимательного прочтения положения о конкурсе. И вот вы определились с конкурсом и правилами, значит можно начать писать заявку. Хорошо продумайте идею, определите, какую проблему решает ваша задумка, затем максимально полно и подробно опишите ваш проект. Пишите логично и понятно, ведь заявку будет читать человек, не знающий о вашем проекте ничего, из текста он должен ясно понять ваши мысли. Перед отправкой обязательно проверьте весь пакет конкурсных документов.

    Не стоит бояться, грантовые фонды — это реально возможность получить финансирование. Если эта тема вам интересна, то полное видео Елены Пушиной с советами здесь



Продвижение креативных проектов


    Представляя себе образ небольшого провинциального городка, москвич вряд ли задумается о переезде, да и коренные жители подобных мест редко мечтают остаться жить в родном городе. Это угнетающая тенденция, но всё может быть иначе.
    Как показывает опыт Японии, при вовлеченности государства в развитие региональной креативной экономики, при объединении усилий власти, бизнеса и туризма малые города и поселения могут проявить свой культурный код, привлекая новых жителей и туристов. О ренессансе японской глубинки рассказала Юлия Стоногина, кандидат культурологии, советник директора НИИ экономики России и ННГ при РОТОБО (Японской Ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами). В первую очередь Юлия поделилась термином «глокализация».  


Японские власти делают регионы привлекательными для жизни за счет:
  • продвижения местных продуктов
  • мотивации молодёжи к жизни в деревне
  • демонстрации опыта другого стиля жизни отличного от городского
  • магазинов с продуктами из префектуры в крупных городах
  • продвижения регионов на зарубежную аудиторию (компетенция японского МИД)

    Эти шаги привели к тому, что регионы стали драйверами туризма, начали привлекать к себе внимание и производить локальные продукты на экспорт. Трансляция японского опыта для российских регионов может повысить привлекательность малых городов и деревень.



Коммуникационная стратегия


    Сообщество лидеров креативной экономики заложило фундамент для коммуникационной стратегии. Основные задачи, на которые она направлена это привлечение внимания, выстраивание взаимоотношении, вовлечение аудитории. Были определены шаги при выстраивании коммуникационной модели: 
  1. Провести анализ. Понять, где находимся, выявляем сильные и слабые стороны 
  2. Поставить цели и задачи 
  3. Выбрать целевую аудиторию
  4. Выбрать коммуникационную модель 
  5. Осуществить коммуникационную деятельность

    Обсуждающие поставили перед собой такие задачи: построить коммуникацию между собой, ввести сегментацию целевой аудитории по сфере деятельности и принимать решения, которые реально приводят к практическим результатам.




Результаты Премии


    На Creative Community Days мы подвели результаты Премии Живых городов в номинации «Лучший проект по развитию креативных сообществ и креативной экономики» 

1 место (50% голосов) — Тихорецкий Арбат. Благодаря этому проекту в городе Тихорецк Краснодарского края появилась площадка для встречи творческой интеллигенции города и района. На Арбате проходят выставки-ярмарки мастеров ремесленников, выставки художников, выступления самодеятельных творческих коллективов и исполнителей тихорецкого района. За первое место проект получил бесплатное участие в программе Business Incubatorот InReality. 

2 место (25% голосов) — Лето на заводе. Это сезонный креативный кластер на территории старинного уральского Завода Турчаниновых-Соломирских, расположенном в г. Сысерть. В качестве приза проект получил участие в Акселераторе саморазвития от InReality.

3 место (25% голосов) — Сам себе кутюрье. Курс портновского искусства для лиц с ОВЗ, призванный помочь обрести уверенность в себе и успешно интегрироваться в общество, обеспечить досуг и трудовую деятельность для людей с ограниченными возможностями здоровья. Бронзовый призёр отправиться на Марафон «От идеи до заявки на грант» от общественного движения «Креативный капитал».  



Манифест


    В заключительной части мероприятия был составлен Манифест сообщества лидеров развития креативной экономики. Манифест — это  материально отображение ключевых ценностей, отражающих идеологию сообщества. 

1. ЧЕЛОВЕК В ЦЕНТРЕ. Человек с его талантами и предназначением — центральное звено новой креативной экономики. Создание условий для самореализации и гармоничной эволюции человека и человечества — суть и смысл новой креативной экономики.

2. БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЁ, ЧТО МЫ ЗНАЛИ. Сегодня мы говорим о чём-то бОльшем, чем любое понятие креативной экономики, ранее созданное. Мы не заимствуем определения из прошлого, но создаём новое понятие из желаемого будущего.

3. ПУТЬ В 1000 МИЛЬ НАЧИНАЕТСЯ С ОДНОГО ШАГА. Мы в начале пути, нам предстоит многое исследовать и открыть то, что, возможно, ещё не было открыто до нас.

4. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И УНИКАЛЬНОСТЬ. Вместе с опорой на универсальные принципы, мы также будем открывать и опираться на уникальные черты и ресурсы, свойственные глубоким традициям каждого народа России и мира.

5. ВКЛЮЧАЯ И ПРЕВОСХОДЯ. Новая креативная экономика вбирает в себя всё лучшее от предыдущих подходов и создаёт новую более целостную и гармоничную парадигму хозяйствования и взаимоотношений. Экономика как система общественных отношений? Да. Креативные, творческие индустрии? Да. Креативные кластеры? Конечно. Креативные города? Да. Креативная экономика? Да. Да, и больше!

6. 10 ВИДОВ КАПИТАЛА. Результатом новых экономических отношений становятся 10 видов капитала и в этом смысле это глубоко интегральный целостный подход.

7. ОБЩЕСТВО МУДРОСТИ И ПРОЦВЕТАНИЯ. Миссией новой креативной экономики становится обретение каждым человеком возможностей для полной самореализации, обретения мудрости, процветания и счастья.

8. ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ. Новая креативная экономика ищет нестандартные оптимальные решения для сохранения и процветания экосистем всех масштабов — от семьи до планеты — необходимых для жизни и дальнейшей эволюции человечества. Мы признаём нашу связанность друг с другом и с планетой и действуем соответственно.

9. НАЧИНАЕМ С СЕБЯ. Все созидательные изменения мы начинаем с себя. Первый шаг — принять твёрдое решение, что «я — автор своей жизни». Я — творец новых состояний, новых взаимоотношений и нового жизнеустройства — в себе, в семье, в своём деле, своём городе, стране и мире. Обрести осознанность и силу творить свою жизнь — наша цель.

10. ОТ «Я» К «МЫ». ОТ «МЫ» К МИРУ. Новая креативная экономика основана на непрерывной эволюции человека и переходе от потребления к творчеству и созиданию, от конкуренции к сотрудничеству, от выживания к заботе и служению.

11. РАСШИРЯЮЩИЕСЯ КРУГИ ЗАБОТЫ. Новая креативная экономика основана на расширении круга внимания и заботы от «я» к «мы», к «все мы» и далее к миру в целом. Взросление души ведёт к принятию всё большей ответственности за окружающий мир. В масштабе, а также во времени — ответственность перед потомками — какой мир мы оставим им. Как говорили старейшины: «При принятии любого решения учти его влияние на следующие семь поколений».

12. ЭКОНОМИКА СОЗИДАНИЯ. В новой креативной экономике человек — творец реальности. Мы признаём глубинную разумность и способность человека управлять своим состоянием и действиями и — через достижение резонанса с другими людьми — создавать гармоничный мир для всех нас.

13. ТАЛАНТ ЕСТЬ У КАЖДОГО. Не существует людей, которые были бы обделены талантом, но есть те, кто ещё не нашёл дело, раскрывающее его способности. Наша цель - содействовать осознанию и реализации своих талантов каждым человеком.

14. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ. Реализация талантов требует свободы выбора и самопроявленности. Мы исследуем, внедряем и опираемся на технологии самоорганизации, самоуправления и горизонтальные сетевые структуры.

15. СОБЛЮДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ. Национальные интересы страны, обозначенные в стратегии национальной безопасности России представляют для нас ценность как для сообщества, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации.

16. ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Развитие креативной экономики рассматривается в долгосрочной перспективе в расчете на передачу эстафеты следующим поколениям, которые будут влиять на мир после нас. 

Подписать манифест


Итоги в цифрах:

174 Лидеров развития Креативной экономики зарегистрировались на мероприятии

На 16.08 181 человек посмотрел записи CCD, присоединиться к Знающим можно по ссылке.